понедельник, 27 марта 2017 г.

Достоверность ежегодных докладов о состоянии и охране окружающей среды

С тех пор как я написал статью про показатели загрязнения атмосферного воздуха Красноярска уже давно вышел ещё один государственный доклад "О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае" - за 2015 год. Однако добавлять сведения из него я к той статье не стал. Причины этому такие.

1. 
Во-первых, я бегло его глянул и сразу увидел следующее несоответствие. В пункте 1.1 сначала идет анализ загрязнения атмосферного воздуха по данным государственной наблюдательной сети (ФГБУ "Среднесибирское УГМС"). Согласно этим данным, среднегодовые концентрации почти всех загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосфере Красноярска увеличилось по сравнению с 2014 годом. Оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, взвешенные вещества - увеличились. Формальдегид, бензапирен - уменьшились. По остальным ЗВ существенных изменений нет - как не превышало, так и не превышает.
Далее приводятся наблюдения по данным краевой подсистемы мониторинга атмосферного воздуха (КГБУ "ЦРМПиООС"). Тут уже приводятся сведения по каждому пункту наблюдения (п. Берёзовка, д. Кубеково, мкр. Северный, мкр. Солнечный, мкр. Черёмушки), но в целом среднегодовые концентрации изменились по сравнению с прошлым годом так:
- взвешенные частицы, гидрофторид - увеличение,
- диоксид серы, диоксид азота, оксид азота, аммиак, бензапирен - уменьшение,
- оксид углерода и др. - мало изменилось.
Для некоторых ЗВ получалось, что на некоторых постах произошло увеличение, а на других уменьшение. В этом случае я принимал. что вес постов в Солнечном и Северном больше других.

Итак мы видим, что совпадение динамики между краевой и федеральной системами всего по нескольким загрязнителям. Далее происходит расчёт интегрального показателя загрязнения атмосферы (ИЗА5) по 5-ти основным загрязняющим веществам. А рассчитывает его ЦРМПиООС. Какие он исходные данные использует, если их данные противоречат данным УГМС? Я думаю, или используют только свои данные, или используют те, которые им больше подходят. В результате мы видим, что значение ИЗА5 со значения 23,75 в 2011 году уменьшилось до 7 в 2015 году. То есть уровень загрязнения Красноярска из разряда "очень высокий" уже перешло в разряд просто "высокий".
Поскольку мы тут видим, что основными загрязнителями в этом году объявлены формальдегид, бенз(а)пирен, взвешенные вещества, диоксид азота и оксид азота, то можно с большой долей вероятности предположить, что для расчёта по 2015 году ЦРМПиООС использовал свои данные, т.к. по данным УГМС существенного уменьшения ну никак бы не получилось.


Получается, большая часть данных при подведении итогов просто отбрасывается. И когда мы апеллируем к федеральному центру, собираем подписи под какими-то петициями, они не рассматривают подробно отчёты, как например, это делаю я. Они смотрят укрупнённо и видят: интегральный показатель загрязнения за последние годы снижается, и хорошими темпами. Поэтому и реакции оттуда никакой.

2.
Добавлю фото, которые в этом году попали в СМИ. Это фотографии стационарных постов наблюдения. В данном случае речь про пост наблюдения в центре Красноярска, принадлежащий УГМС - на ул. Сурикова. Журналисты обратили внимание, что сверху на воздухозаборник надета какая-то ткань. Выглядит как фильтр грубой очистки. Пишут, что это капроновый чулок. Я как-то не уверен, что это именно этот материал, но тем не менее, соглашусь, что такие измерения по взвешенным веществам в атмосфере (а может и по другим ЗВ) уже с трудом можно считать достоверными.

Фото телеканала ТВК:

Фото "Новой газеты":

3. 
Нашёл интересную монографию Хлебопрос Р.Г., Тасейко О.В., Иванова Ю.Д., Михайлюта С.В. "Красноярск. Экологические очерки", Красноярск, СФУ, 2012. В ней есть параграф "1.2. Достоинства и недостатки государственной системы наблюдений". Я бы его весь процитировал, но для краткости приведу самое интересное:
Развитие городской среды (появление новых микрорайонов, автомагистралей, а также уплотнение застройки) приводит к тому, что расположенные ранее на хорошо проветриваемых участках местности стационарные посты впоследствии оказываются на «закрытых» участках (вблизи высоких зданий, на узких улицах, во дворах, над автостоянками или вблизи источников низких выбросов) и характеризуют сугубо локальные условия (рис. 1.3).
Сравнение результатов определения концентраций загрязняющих веществ, полученных на постах ЦМС ГУ «Красноярский ЦГМС-Р», с результатами измерений концентраций с помощью аккредитованной (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.513485) передвижной газоаналитической лаборатории в одних и тех же точках на территории г. Красноярска показало, что государственная система мониторинга не способна выявить нарушения стандартов качества атмосферного воздуха (табл. 1.1).
По данным постов ЦМС, приведенным в табл. 1.1, превышения норм загрязнения атмосферного воздуха оксидами азота и оксидом углерода не наблюдается, в то время как результаты измерений с помощью передвижной лаборатории показывают, что нормы превышены в среднем в 4 раза, а в отдельных случаях – в 10 раз. Аналогичную картину можно наблюдать и для большинства других загрязняющих веществ.
Получаемая таким образом информация о загрязнении атмосферного воздуха является неполной и недостаточной для оценки рисков, воздействия на здоровье населения и наземные экосистемы, поскольку нормативными документами [2, 9-12] в концепции такого мониторинга регламентируется отбор непредставительных разовых одноточечных проб по графикам, не связанным ни с метеорологическими процессами, ни с характером технологических процессов на предприятиях. Действующая система мониторинга не учитывает особенности автотранспортного загрязнения в жилых зонах, токсикологические свойства загрязнителей, особенно токсичных веществ кумулятивного действия, особенности воздухообмена на контролируемых территориях.
ЦМС ГУ «Красноярский ЦГМС-Р» - это та организация, которая сейчас называется ФГБУ "Среднесибирское УГМС". Таким образом, те данные, которые показывают посты УГМС надо умножать примерно в 4 раза. И ИЗА5, посчитанный на таких данных выглядел бы уже более правдоподобным.

А ещё, после всего этого я подумал, а ведь ни один государственный или краевой пост в Красноярске не анализирует пробы на предмет оксида алюминия. Для нашего города это, ну, очень странно.

Комментариев нет :

Отправить комментарий