вторник, 18 декабря 2018 г.

О подземном хранилище радиоактивных отходов под Железногорском

Пока времени на собственную аналитику нет, решил дать ссылку на чужую аналитику. На тему, которой я ещё в блоге не касался - о радиоактивных отходах.
Известно, что рядом с Красноярском есть город Железногорск, бывший секретный город Красноярск-26. В нём есть Горно-химический комбинат, который изначально занимался наработкой оружейного плутония, а теперь занимается хранением и переработкой отработанного ядерного топлива и производством МОКС-топлива для реакторов. Учитывая эти компетенции, расположение и другие факторы было решено создать недалеко от Железногорска подземный комплекс для захоронения радиоактивных отходов, куда их будут привозить с предприятий Росатома со всей России.
Проект спорный и имеет противников. Ниже идёт ссылка на независимый документ с описанием истории и характеристики проекта.

Подземная исследовательская лаборатория (в составе пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов в Нижнеканском массиве, Красноярский край). Рабочий документ, 2018.

Рабочий документ подготовлен Объединением «Беллона»
Автор: Александр Никитин

В документе есть о геологии проекта и там показано, что хотя и заявлялось размещение хранилища в массиве гранитоидов, на самом деле его размещают в гнейсах, которые гораздо более трещиноватые, чем граниты, а потому имеют больший коэффициент фильтрации. Напомню, всё это рядом с Енисеем.

В целом документ краткий, всё содержит по делу, рекомендую прочитать.

Но, поскольку в документе аргументы противников проекта хранилища приводятся очень кратко, то привожу ещё вопросы и замечания, которые эти противники адресуют участникам проекта. Они их недавно публиковали в фейсбуке.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1766327206829464&set=a.235463683249165&type=3

  • Росатом создаёт Единую государственную систему обращения с РАО (ЕГС РАО). 

Вопрос: Существует ли научное обоснование российской государственной системы захоронения РАО (не отдельных могильников, а всей системы в целом), если да, то как с ней можно ознакомиться?

  • На официальном сайте ФГУП «НО РАО» указано, что оно является государственным производственно-экологическим предприятием, ключевая цель которого - окончательная изоляция РАО с учётом любых потенциальных экологических рисков.

Вопрос: Существуют ли научные модели возможных последствий воздействия на полигон «Северный» различных техногенных катаклизмов и запроектных аварий? Например, на случай обрушения Саяно-Шушенской ГЭС или бомбардировки полигона специальными бетонобойными бомбами, способными проникать на значительную глубину? Если такие модели существуют, то как с ними можно ознакомиться?

  • Обоснование безопасности пунктов захоронения, в том числе полигона «Северный», априори делается из предположения, что российская экономика будет развиваться, а внешняя и внутренняя политическая обстановка в стране будет относительно стабильной. Однако новейшая история наглядно продемонстрировала, как во время развала СССР бросались и становились бесхозными различные объекты, представляющие повышенную опасность. В частности, база списанных подводных лодок в Мурманской области чуть не привела к масштабной экологической катастрофе, если бы на помощь России не пришло международное сообщество. Страны ЕС вложили миллиарды долларов в решение этой проблемы. В случае с Красноярском на такую помощь рассчитывать не приходится.

Вопрос: Существует ли научно обоснованная модель, к каким последствиям может привести ситуация, если в силу различных обстоятельств (экономических, политических, военных и пр.) полигон «Северный» окажется брошенным и за ним прекратится контроль? Если существует, то как с этим можно ознакомиться?

  • Технологическое обеспечение полигона «Северный» предусматривает наличие значительного объёма азотной кислоты. В радиохимическом производстве азотная кислота применяется для разбавления радиоактивных отходов. 

Вопрос: Занимается ли Железногорское отделение ФГУП «НО РАО» разбавлением высокоактивных РАО? Если нет, то для каких целей на полигоне «Северный» применяется азотная кислота в таких количествах?

  • По информации от бывших сотрудников ГХК, в советское время в подземные горизонты полигона «Северный» (помимо низко- и среднеактивных РАО) закачивались, в том числе, и высокоактивные жидкие РАО. Из-за высокого тепловыделения температура закачанных РАО достигает 150-200 градусов, поэтому периодически приходится стравливать давление в скважинах.

Вопрос: Насколько данная информация соответствует действительности, и как общественность может это проверить? Если периодический сброс давления в скважинах действительно происходит, то каким образом осуществляется контроль и очистка газообразных выбросов?

  • В своё время учёные Института биофизики СО РАН и других научных учреждений длительное время вели работы в зоне наблюдения Горно-химического комбината, в том числе изучали влияние полигона «Северный» на прилегающую гидросистему и Енисей.

Вопрос: Как часто и когда последний раз осуществлялись научные исследования состояния окружающей среды и радиоэкологический мониторинг вокруг полигона «Северный» научными организациями, не связанными с Росатомом корпоративными интересами?

  • ФГУП «НО РАО» регулярно размещает заявки на сайте госзакупок на обслуживание полигона «Северный» и проведение работ по захоронению радиоактивных отходов. В том числе, на проведение радиоэкологического мониторинга и лабораторного анализа проб воды и газа на содержание радионуклидов и вредных химических веществ в районе полигона «Северный».

Вопрос: Специалисты какого предприятия выполняют основные работы, в том числе по доставке и захоронению радиоактивных отходов, радиоэкологическому мониторингу и лабораторным пробам на полигоне «Северный»?

  • По информации из конфиденциальных источников, Горно-химический комбинат вместо передачи жидких радиоактивных отходов ФГУП «НО РАО» (с целью экономии на их утилизации) осуществлял разбавление этих отходов до установленных нормативов и сбрасывал их в Енисей. Сброс жидких РАО в водные объекты запрещён, однако ГХК не превышал предельные нормы сбросов и формально не нарушал действующего законодательства.

Вопрос: Известно ли о подобных фактах нынешнему и бывшему руководству Железногорского филиала ФГУП «НО РАО»? Кто и каким образом контролирует деятельность ГХК в этой сфере, учитывая, что в Ростехнадзоре, в том числе на руководящих должностях, работают бывшие сотрудники ГХК или выходцы из Росатома, а радиоэкологический мониторинг и анализ проб осуществляется службами самого ГХК? Как общественность и научные организации могут повлиять на эту ситуацию и обеспечить независимый и объективный контроль?

  • Часто представители отделов по связям с общественностью и пресс-служб подразделений Росатома в полемике с оппонентами любят повторять словосочетание «учите матчасть», имея в виду, что для обоснованной критики или общественного контроля за деятельностью Росатома необходимо иметь образование в области ядерной физики. 

Вопрос: Имеют ли руководитель ФГУП «НО РАО» И.М. Игин и руководитель Железногорского филиала ФГУП «НО РАО» Н.Н. Трохов базовые знания в области ядерной физики, радиохимии или радиобиологии? Если имеют, то в каком учебном заведении, на каком факультете и когда они это образование получали?

------------------------------------

В Железногорский филиал ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами»
662972, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Школьная, 30 e-mail: fe@norao.ru

Вопросы по «Подземной исследовательской лаборатории» (пункту глубинного захоронения радиоактивных отходов) от членов Общественного совета при министерстве экологии и рационального природопользования –
участников технического тура на объекты ФГУП «НО РАО»
в ЗАТО Железногорск Красноярского края, 4 декабря 2018г.

  • На общественные слушания 24.07.2015г в ЗАТО Железногорск ФГУП «НО РАО» предъявило документацию, озаглавленную: «Материалы обоснования лицензии на размещение и сооружение не относящегося к ядерным установкам пункта хранения РАО, создаваемого в соответствии с проектной документацией на строительство объектов окончательной изоляции РАО (Красноярский край, Нижне-Канский массив) в составе подземной исследовательской лаборатории».

Вопрос: С какой целью было придумано столь странное и витиеватое название для этой документации, когда намного проще и понятнее было указать, например: «Материалы обоснования лицензии на размещение и сооружение подземной исследовательской лаборатории (Красноярский край, Нижне-Канский массив)? Так какой же объект создаётся согласно этой документации: 1) пункт хранения РАО; 2) пункт захоронения РАО; 3) подземная исследовательская лаборатория?

  • ФГУП «НО РАО» утверждает, что в ЗАТО Железногорск создаётся подземная исследовательская лаборатория. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» решения о создании и размещении объектов атомной энергетики принимаются в соответствии с Правилами (Порядком), утверждёнными Правительством РФ. Правила принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения утверждены постановлением Правительства РФ от 14 марта 1997 года № 306. Правила регламентируют следующую последовательность действий: 1) заказчик обращается к региональным властям с предложением о создании объекта на территории этого региона и предъявляет декларацию о намерениях; 2) региональные власти согласовывают или не согласовывают эту декларацию; 3) в случае положительного решения региональных властей, заказчик (Росатом) утверждает декларацию о намерениях и принимает решение о разработке обоснования инвестиций; 4) разрабатывается и согласовывается обоснование инвестиций; 5) разрабатывается и согласовывается технико-экономическое обоснование; 6) проводятся различные экспертизы; 7) финансирование проекта включается в федеральную целевую программу; 8) утверждение федеральной целевой программы является формой принятия решения Правительством РФ о размещении и сооружении объекта.

Вопрос: Был ли соблюдён порядок принятия решения (пункт 6 Правил) о создании и размещении объекта атомной энергетики «Подземная исследовательская лаборатория»? Имелось ли на момент принятия решения о создании этого объекта на территории ЗАТО Железногорск согласование от региональных властей? Когда и какими организациями была разработана, согласована и утверждена следующая документация на «Подземную исследовательскую лабораторию» (не путать с документацией на пункт окончательной изоляции): а) декларация о намерениях; б) обоснование инвестиций; в) технико-экономическое обоснование. Как с этой документацией можно ознакомиться (интересуют копии титульных листов с согласованиями, датами, подписями и печатями)?

  • Впервые решение о размещении и сооружении на территории Красноярского края пункта окончательной изоляции РАО 1 и 2 класса было принято в рамках федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года». В этой программе было указано следующее: «Создание в Нижнеканском гранитоидном массиве хранилища для долговременного хранения неперерабатываемого облучённого ядерного топлива и захоронения отверждённых высокоактивных отходов на федеральном государственном унитарном предприятии «Горно-химический комбинат», ввод в действие после 2010 года». Площадка под этот объект была выбрана в 30 км от Енисея, за пределами ЗАТО Железногорск, в геологическом скальном массиве, сформированным монолитными гранитами и носящим название «Нижнеканский гранитоидный массив», на реализацию этой программы были потрачены значительные средства бюджета РФ. Позднее площадку неожиданно перенесли на участок «Енисейский», расположенный в режимной зоне ЗАТО Железногорск, в 4 км от Енисея, сформированный трещиноватой геологической породой «гнейсы», имеющий разломы. Независимые геологи утверждают, что ни территориально, ни с точки зрения геологической породы, выбранная площадка никакого отношения к «Нижнеканскому гранитоидному массиву» не имеет. Однако это не смущает представителей ФГУП «НО РАО», при этом они применяют разнообразные и не использовавшиеся ранее геологические термины: «Нижне-Канский массив», «Нижнеканский гранитогнейсовый массив», «Нижнеканский гнейсовый массив» и пр. 

Вопрос: Почему в официальной документации, статьях, публикациях и выступлениях представителей ФГУП «НО РАО» и Росатома существует путаница в обозначении одного и того же геологического объекта? Каким образом общественность может проверить, что площадка, выбранная под создание «Подземной исследовательской лаборатории», имеет принадлежность к Нижнеканскому геологическому массиву, готово ли ФГУП «НО РАО» оказать в этом содействие? Будет ли опубликован в свободном доступе полный комплект имеющихся данных по скважинам участка «Енисейский» для независимых экспертов: перечень, схема размещения на местности, даты и технологические условия бурения, геологические, геофизические и прочие (включая определение возраста пород) результаты исследований?

  • В 2018 году ФГУП «НО РАО» заключило контракт «на разработку проекта границ горного отвода в районе возможного размещения ПГЗРО (подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, Красноярский край, Нижне-Канский массив)». В соответствии с техническим заданием, «предполагаемая площадь горного отвода, с учётом вычета площадей, существующих в настоящий момент лицензионных участков, может составить порядка 100-130 кв. км». Таким образом, ФГУП «НО РАО» планирует увеличить горный отвод (лицензия КРР16117ЗД от 22.07.2016г), где по его утверждению строится подземная исследовательская лаборатория, с 1,75 кв. км до 100-130 кв. км.

Вопрос: С какой целью ФГУП «НО РАО» столь существенно увеличивает горный отвод? Для чего подземной исследовательской лаборатории потребовалась такая большая территория? Каким образом можно ознакомиться с лицензией КРР16117ЗД от 22.07.2016г и лицензионным соглашением?

  • В настоящее время ведётся строительство двух капитальных линий электропередач к площадке подземной исследовательской лаборатории. Одну тянут из Сосновоборска с подстанции «Узловая» (220кВ), вторую (6кВ) из северно-восточной части города Железногорска (подстанция П-30). 

Вопрос: Почему в контрактной документации по обоим ЛЭП указано, что они предназначены для «электроснабжения строительной площадки объекта окончательной изоляции радиоактивных отходов (пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов) 1-го и 2-го классов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)»? Зачем для подземной исследовательской лаборатории такие мощности?

  • В 2018 году ФГУП «НО РАО» разместило заявку на проведение закрытого аукциона со следующим наименованием объекта закупки: «Корректировка проектной документации «Подготовка проектной документации по строительству объектов окончательной изоляции радиоактивных отходов» (Красноярский край, Нижне-Канский массив)». Стоимость контракта более 60 млн руб. Документация по данной заявке оказалась засекреченной, а к участию допускались лишь организации, имеющие лицензию ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В таком же режиме соблюдения гостайны в настоящий момент проводится очередной закрытый конкурс: «Выполнение работ на объекте «Объект окончательной изоляции радиоактивных отходов (пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов) 1-го и 2-го классов (Красноярский край, Нижне-Канский массив)». Этап строительства 1 (без создания инфраструктуры захоронения РАО)». Начальная стоимость контракта почти один миллиард руб.

Вопрос: Почему в официальной документации говорится не про подземную исследовательскую лабораторию, а про пункт глубинного захоронения радиоактивных отходов? И если строится научная лаборатория (задача которой найти решение серьёзной экологической проблемы, затрагивающей интересы всего общества), то почему работы и проектная документация переведены в режим государственной тайны? Как граждане РФ, общественные организации и независимые эксперты могут реализовать свои конституционные права (например, ст. 42 Конституции РФ) в условиях секретности?

  • В Распоряжении Правительства РФ от 6 апреля 2016 года № 595-р указано следующее: «Предоставить в установленном порядке федеральному государственному унитарному предприятию «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» право пользования недрами Енисейского участка Нижне-Канского массива, расположенного на территории Красноярского края, имеющего координаты согласно приложению, для захоронения радиоактивных отходов в глубоких горизонтах».

Вопрос: Как ФГУП «НО РАО» может объяснить тот факт, что подземная исследовательская лаборатория ещё не построена, ещё не проведены научные исследования и нет положительного заключения, а распоряжение для захоронения радиоактивных отходов уже выдано? Почему Правительство РФ выдало распоряжение на право захоронения радиоактивных отходов, а не на проведение научных исследований?

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.08.2016 №1634-р утверждена Схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, в которой предусмотрено создание пункта глубинного захоронения радиоактивных отходов и указаны объёмы и классы радиоактивных отходов, подлежащих захоронению. Про подземную исследовательскую лабораторию в этом документе не говорится ни слова.

Вопрос: Как ФГУП «НО РАО» может это объяснить, и когда представители Росатома прекратят искажать информацию в попытках продвижения сомнительных проектов?

  • Известно, что американские атомщики прекратили инспекцию хранения оружейного плутония после закрытия реактора.

Вопрос: Каким образом хранятся сейчас накопленный оружейный плутоний, в чем особенность его хранения, планируется ли его перезахоронение в долговременное хранилище?

  1. Среди жителей Железногорска курсируют упорные слухи о том, что пробы, которые берутся из проверочных скважин на полигоне Северный отвозятся в СВОЮ же лабораторию, оцениваются на радиоактивность и эти результаты делятся на 10 . Предложение: В таком виде пробы записываются и присутствуют уже как факт. Якобы про это деление на 10 все знают и делается это в интересах ГХК. Чтобы эти слухи проверить, предлагаем провести проверку в присутствии незаинтересованных лиц от общественности. Взять пробы из скважин и оценить их в независимой лаборатории. Это можно определить, как общественную экспертизу.
  2. Согласно федеральному закону ФЗ 212 " Об основах общественного контроля в Р. Ф. " определены 5 форм общественного контроля всех министерств и ведомств, включай Росатом. Это общественный мониторинг, общественная экспертиза, общественная проверка, общественные слушания, общественные обсуждения. Как были проведены общественные слушания в Железногорске всем известно. Это была просто профанация общественных слушаний. Строительство, напрямую угрожающее здоровью многомиллионного города обсуждалось на самом деле сотрудниками ГКХ в закрытом для других городе в количестве 216 человек. Требуем провести общественные слушания в Красноярске, и выставить сведения о ведущейся и планируемом строительстве в общем доступе.
  3. Известно, что отдельные участки на Енисее "излучают" настолько, что все рыбаки эти точки обходят.. Это фонирование отдельных мест на Енисее хорошо известно и ученым из Института биофизики в Красноярске. Вопросы. Почему никаких официальных данных на эту тему нет? Хотя и в программных краевых экологических документах выражается "озабоченность" радиационной обстановкой на отдельных участках Енисея. Кто несет ответственность за эту ситуацию? Почему она не анализируется, а наоборот ?? усиливается экологическая нагрузка и осуществляется превращение окраин города во всемирную радиоактивную помойку?

Комментариев нет :

Отправить комментарий